Рубрика «Успех вместе». Педагог-психолог школы 1208 Лукашина Ольга Сергеевна — «Что такое буллинг?» 15.05.2025

«Школьная травля (буллинг) — это осознанные систематические негативные действия унижающего характера, осуществляемые целенаправленно в адрес ребенка, который не может при этом сам себя защитить. Травля может исходить как от одного ребёнка, так и от группы ребят и даже со стороны педагогов.

Чем травля отличается от конфликта?

Если силы учащихся примерно равны, или это разовые столкновения, то ссора между ними не является травлей. Скорее, это конфликтная ситуация.

Как школьная травля может проявиться?

- физическая: нанесение ударов, шлепков, подзатыльники, порча и отнимание вещей и другое;

- психологическая, например, словесная: насмешки, присвоение неприятных человеку кличек, необъективные оценки, высмеивание, оскорбления близких, унижение в присутствии других детей.

К психологической школьной травле (буллингу) можно отнести социальное исключение: бойкот (когда не общаются не потому, что не хотят, а потому что «все договорились»), про него распускают сплетни и т.д.

Что делать, если Ваш ребенок в последнее время:

  • возвращается из школы в плохом, подавленном настроении;

  • приносит из школы испорченные личные вещи: разорванный рюкзак, порванные тетради или учебники, сломанные ручки и карандаши и т.п;

  • без желания идет в школу, часто пропускает занятия, в том числе по болезни;

  • оказывается в школе в одиночестве;

  • демонстрирует признаки аутоагрессии (причинение вреда самому себе: режет руки, прижигает сигаретой и т.д.), становится очень нервным и закрытым;

  • отказывается участвовать в общих школьных/классных мероприятиях;

  • стал хуже учиться без видимых причин;

  • не делится никакими историями из школьной жизни, не рассказывает об одноклассниках или уроках, просто молчит об этом;

  • если рассказывает о своих проблемах во взаимоотношениях с одноклассниками, то использует следующие выражения: «часто пристают», «все задевают», «давно доводят» и т.п.

Обязательно обратите внимание на перечисленные выше изменения или такое поведение ребенка. Возможно, он подвергается травле, но не обязательно это так. Сохраняйте самообладание! Для начала надо прояснить ситуацию – понять, что происходит в классе, где он учится. Поговорите с ребенком, затем обязательно — с его классным руководителем.

Уважаемы родители, помните!

Первое, ни у кого нет права обижать Вашего ребенка! Ребенок, которого травят, не может самостоятельно справиться с ситуацией и не несет за нее ответственности.

Второе, ситуацию травли можно исправить только совместно с классным руководителем, так как эта травля – «социальная болезнь», которую можно прекратить только усилиями всего класса.

Если в детском коллективе появляется буллинг, то это является серьезной проблемой и требует комплексного подхода: внимательного отношения педагогов, родителей и самих школьников к вопросам профилактики и своевременному выявлению случаев агрессии.

Если у Вас остались вопросы, обратитесь за помощью к специалистам школы (школьному психологу, заместителю директора или в школьную службу примирения (ШСП) нашей школы)!

Наши педагоги-психологи и волонтеры школьной службы примирения проводят занятия с учащимися.

Так, недавно прошли занятия "Буллингу — нет!", направленные на профилактику травли, в 1 и 3 корпусах в 6 и 8 классах. Провели педагоги-психологи Ирина Валерьевна Стецик, Журавлева Елизавета Валерьевна, Серебрякова Юлия Александровна».