Рубрика «Успех вместе». Педагог-психолог школы 1208 Лукашина Ольга Сергеевна: «Что важно знать взрослым про эмоциональную сферу дошкольников?» 18.12.2024

«Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста активно развивается, а навыки управления своими чувствами только начинают формироваться.

Что важно знать педагогам и родителям дошкольников?

1. Понимание эмоций у дошкольников:

— эмоции детей этого возраста часто яркие и непосредственные, они быстро переходят от радости к грусти, от смеха к слезам (важно понимать, что такие резкие смены настроения — это нормально!);

— взрослые должны уметь распознавать различные эмоции у детей: радость, страх, гнев, удивление, разочарование и другие.

2. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников:

— эмоциональный интеллект включает в себя способность осознавать свои чувства, управлять ими и выражать их адекватным образом;

— развитие эмоционального интеллекта начинается с того, чтобы научить ребенка называть свои эмоции словами («я злюсь», «мне грустно»).

3. Создание безопасной среды дома и в детском саду:

— дети чувствуют себя увереннее, когда знают, что их окружает безопасная среда (это помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями);

— важную роль играет поддержка со стороны взрослых: понимание, принятие, отсутствие осуждения за проявление негативных эмоций.

4. Методы помощи детям в управлении эмоциями:

— моделирование поведения: показ правильного примера, как реагировать на разные ситуации;

— активное слушание: выслушивание ребенка без критики и осуждения, демонстрация понимания его чувств;

— ролевые игры: использование игр для проигрывания различных ситуаций и обучения правильному поведению;

— использование сказок и историй: через рассказы дети учатся понимать и принимать свои эмоции.

5. Работа с негативными эмоциями:

— гнев, страх, обида — важные эмоции, которые также нужно учиться контролировать;

— обучение техникам релаксации: глубокое дыхание, медитация, расслабляющие упражнения;

— поддержка в разрешении конфликтов между детьми: обучение навыкам переговоров и компромисса.

6. Индивидуальный подход к каждому ребёнку:

— у каждого ребенка свой темперамент и особенности восприятия мира (важно учитывать индивидуальные различия при работе с эмоциями);

— некоторые дети нуждаются в большем внимании и поддержке, чем другие.

Эмоциональное развитие — важный аспект воспитания детей в детском саду. Помогая детям справляться с эмоциями, мы закладываем основу для их будущего благополучия и успеха в жизни. Так, в 5-м корпусе нашей школы прошла встреча руководителя психологической службы Стецик Ирины Валерьевны с воспитателями на тему: «Как помочь ребенку справиться с эмоциями.»